В журнале Economist на этой неделе приводится лидер о силе анализа данных для улучшения государственных услуг, особенно в области использования данных для прогнозирования поведения. Исследования и реальный мировой опыт предлагают такие разнообразные приложения, как прогнозирование того, кто выйдет из-под залога или какие рестораны не пройдут санитарную проверку.

В статье очень много говорится о проблемах «старшего брата», сопровождающих работу в этой области, а также о потенциале. В нем делается вывод, что довольно бесспорным первым шагом было бы внедрение аналитики данных в систему образования, выявляя учащихся, которым нужна дополнительная помощь в школе.

Трудно представить то, чего еще нет. Точкой соприкосновения с научной фантастикой, выбранной в статье, был Особое мнение, который, помимо того, что это отличный фильм, на 100% представляет собой центральный, «сверхчеловеческий» разум, помогающий государству принимать решения от имени своих граждан. . Наоборот, мне сложно представить себе фильм, в котором интеллект изображается как помощь отдельным людям, а не в виде симпатичных, но ущербных роботов (Робот и Фрэнк, Уолл -Е и др.).

Чего в таких сценариях, как Особое мнение, не удается предусмотреть, так это чрезвычайно низкой стоимости размещения искусственного интеллекта в кармане каждого. Стало клише говорить о том, что современные смартфоны столь же мощны, как суперкомпьютеры прошлых десятилетий, но, что особенно важно, они также почти постоянно подключены к сетям, которые позволяют постоянно обновлять и улучшать наборы данных и алгоритмы, лежащие в основе любого такого «интеллектуального анализа».

Следствием этого является то, что разница между предоставлением правительству искусственного интеллекта и предоставлением его гражданам собственного искусственного интеллекта незначительна. Большая победа заключается не в использовании государственного финансирования для создания полиции мыслей, а в обеспечении того, чтобы цифровые инструменты, доступные гражданам, были самого высокого качества, которым они могут быть. Разработка инструментов для поддержки людей и их бесконечно сложных индивидуальных обстоятельств является проблемой, которую необходимо решить.

Перспективной моделью является модель открытого доступа к данным и инструментам, при этом проекты с открытым исходным кодом отвечают за разработку инструментов. Модели финансирования и управления, которые позволили бы этому работать, уже функционируют для поддержки других проектов с открытым исходным кодом, о чем очень подробно рассказала Надя Эгбал в своем недавнем отчете Дороги и мосты. Государственное финансирование, очевидно, может иметь огромное значение для разработки проекта с открытым исходным кодом, но, финансируя экосистему, в которой живут эти проекты, и обеспечивая открытый доступ к данным и инструментам, правительства имеют наилучшие шансы направить свои силы на решение своих собственных проблем. руки своих граждан.